|
Партнерство ИНК "Информация Наука Культура"
Программа "Инновации и консалтинг" __ Innovation and Consulting (c 1994 г.) |
Рассылки по E-mail |
литературная жизнь жизнь литературных героев |
literature essays facts |
Вы можете в режиме он-лайн дискуссии на форуме представить свои мнения о настоящей книге, а также оставить комментарии для публикации на настоящей странице.
Министерство образования и науки Российской Федерации ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» ФЦЦ «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы» Мещеряков В. П., Сербул М. Н. О ТОМ, ЧТО ОСТАЁТСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ УЧЕБНИКА Монография Иваново-Шуя 2011 УДК 82 (091) ББК 83.3 М56 Печатается по решению редакционно-издательского совета ФГБОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» Научный редактор — доктор филологических наук, профессор В. П. Океанский Рецензенты: доктор филологических наук, профессор Л. Н. Таганов, кафедра теории литературы и русской литературы XX века Ивановского государственного университета доктор филологических наук, профессор В. П. Раков, кафедра естественнонаучных и гуманитарных дисциплин Северо-Западной академии государственной службы Мещеряков В. П., Сербул М. Н. О том, что остаётся за пределами учебника: Монография. — Иваново, 2011. — 352 с. Монография подготовлена в рамках проекта «Герменевтические исследования макрокультурного кризиса и антикризисного потенциала русской словесной культуры». В работе освещаются с позиции герменевтического прочтения некоторые моменты в истории русской и зарубежной литературы и книжного дела, даётся герменевтический комментарий к произведениям мировой классики и биографиям деятелей литературы. Монография предназначена для преподавателей, аспирантов, студентов, школьников старших классов. Книга также входит в учебно-методическое обеспечение учебной дисциплины выбора «ПР-технологии и литература». ISBN 978-5-86229-215-2 (С) ГОУ ВПО «ШГПУ» Мещеряков В. П., Сербул М. Н. О ТОМ, ЧТО ОСТАЁТСЯ ЗА ПРЕДЕЛАМИ УЧЕБНИКА Монография Подписано в печать 20.01.2011 г. Формат 60 х 84 V16. Печать плоская. Бумага офсетная. Усл. печ. л. 22.0. Тираж 100 экз. Заказ 503. Отпечатано в ОАО «Ивановская областная типография». 153008, г. Иваново, ул. Типографская, 6. e-mail: 091-018@rambler.ru |
СОДЕРЖАНИЕ Предисловие.................................................................................................... 5 Глава I. Что в имени тебе моём?................................................ 9 Глава II. Без вины виноватые.................................................... 33 Глава III. Автора! Автора!........................................................... 53 Глава IV. Потаенные имена...................................................... 101 Глава V. Фальшивые книги....................................................... 121 Глава VI. Книжные преступления............................................ 149 Глава VII. А книги горят и горят................................................. 189 Глава VIII. Люди книги................................................................... 217 Глава IX. Парнасские баталии................................................. 243 Глава X. Партия и литература................................................. 271 Глава XI. Под прессом................................................................. 295 Глава XII. К свету........................................................................... 329 Заключение.................................................................................................... 347 Список использованной литературы................................................... 349 |
ПРЕДИСЛОВИЕ В наше время ощущение апокалиптического будущего,
ожидающего планету, проявляется не только в трудах отечественных и зарубежных
футурологов (Фурсову Бьюкенен и др.), но и в массовом сознании. Причина этого —
отнюдь не только в экономическом спаде. Главное — забвение тех этических и
религиозных постулатов, на которых зиждились общества вплоть до начала XX столетия. На первый план выходят уже не социальные и экономические мотивы, что в науке
Х1Х-начала XX вв. считалось двигателем
прогресса, а индивидуальные эгоистические побуждения. Другими словами,
исчезновение многих культурных запретов влечет за собой одичание, разложение
общества по многим параметрам. Не остались в стороне и литература, и наука о ней. В
настоящее время литературоведение представляет собой не что иное, как
стремление расшифровать психологические и другие импульсы автора, кои движут им
при создании художественных образов и близких ему идей. В России долгое время литература была основным двигателем
общественного сознания и культуры, тогда как в Европе она не имела столь важного значения. Но это лишь самый общий взгляд. При более внимательном знакомстве с литературным
процессом в целом и с историей книги вообще нетрудно заметить, что в основе
успеха или провала ряда исторических персон немалую роль играет литература, то
есть идеология, которая выражает интересы конкретных личностей и определенных
сословий. На примере отечественной и зарубежной литератур, от
древности до наших дней, мы стремимся обнаружить те внутренние импульсы, что
побуждают создавать или разрушать литературные репутации исторических деятелей
(Борис и Глеб, Ричард III, Борис
Годунов, Мария Стюарт и др.). При этом следует иметь в виду, что здесь чаще
всего главную роль играют не столько индивидуальные привязанности или,
напротив, антипатии писателей, сколько в ряде случаев политическая
ангажированность тех, чья версия лежит в основе создаваемой исторической
легенды. В древности мифы создавались как средство объяснения
мироустройства и регулирования общественных отношений и воспринимались всеми
как неотменяемая данность. Современность породила иные условия зарождения
мифов — без мифов человечество, видимо, обходиться не в состоянии. Устойчиво существование мифов политических (Сталин, Че Гевара и др.),
но главным прибежищем мифологии стали различные области искусства. Достаточно
сослаться на идола молодежной контр-культуры Майкла
Джексона. В элитарных кругах культуры творятся свои мифы, в которых содержательная
часть искусства занимает не главное место. На первый план выходят личностные
качества художника, который и сам нередко активно строит свой мифологический
имидж. Имеются образцы и прямо противоположного свойства: художник всячески
открещивается от своего подлинного имени, уходит в тень, общаясь с издателями
через посредников (Б. Травен). В русле
мифотворчества находятся и многочисленные мистификации, успешно влияющие на реальное
развитие литературы (Макферсон, Ганка и др.) В пограничной
области располагаются выступления автора в печати под различными псевдонимами
или в анонимном качестве, причем в последнем случае читатели нередко знают его
подлинное имя. Выстраивая историю литературы, книгопечатания и библиофильства,
мы стремимся к обнаружению подлинных, прежде всего, психологических мотивов,
которыми руководствовались деятели культуры разных эпох, и герменевтика в
данном случае позволяет свести количество побудительных факторов к минимуму. После почти векового диктата в нашей стране вульгарного
материализма усиливается интерес к гуманитарным наукам и метафизике. Как это ни
парадоксально, но на эмпирическом уровне властители всех времен и народов
давным-давно осознали силу и возможности духа. Именно .ним
и объясняется постоянное стремление властей искоренять «богопротивные» идеи.
Этот тезис иллюстрируется в нашей книге рядом примеров. Книги уничтожались в
древнем Китае, средневековой Европе, та же участь нередко постигает их и в
настоящее время. И хотя причины при этом называются разные, на самом деле они
сводятся к одной — желанию властвовать не только над телами и имуществом
подданных, но и над их умами. Библиофильство, коллекционерство, казалось бы, одно из самых
бескорыстных человеческих занятий. Но и в нем обнаруживаются тенденции к
самоутверждению посредством владения уникумами. Порой получается так, что
страсть к всё большему
накоплению «съедает» владельца (Т. Филипс), тогда как бескорыстное служение
делу знания обогащает и собирателя, и общество в целом (Онегин - Отто). Таким образом, освещая основные моменты истории литератур
и книжного дела, мы стремились выявить «тайные пружины» человеческих деяний и,
главное, что и в нашу эпоху, в эпоху масштабного развития аудио- и видеоиндустрии, в эпоху
невиданного дотоле расцвета самых разных средств массовой коммуникации, книга
не утрачивает своих эстетических и познавательных функций. Человеческая мысль,
порой вступая на ложный путь, в конце концов, все же преодолевает
многочисленные «умственные плотины» и преображает мир, будем надеяться, в
лучшую сторону. Продолжить просмотр текста книги - Предисловие Продолжить просмотр текста книги - Глава 1 Продолжить просмотр текста книги - глава 2 Продолжить просмотр текста книги - глава 3 Продолжить просмотр текста книги - глава 4 |
© 2011. Текст. Мещеряков В. П., Сербул М.Н.
Перепечатка и публикация только с согласия
авторов. Ссылки на Веб-страницы допускаются без согласования.
© 2011. Design, комментарии. ИНКЦентр.
Оставить комментарии к настояшим материалам
The WWW-page at October 2011
Обновление - январь 2012.
Last Updated: 2012 , January.
Наш открытый клуб
"БРЕД-СОЦИУМ" на Яндексе - место для дискуссий
Блогосфера ИНК на Я.РУ (c 2010 г.)
Форум "Экономика Право Социум" и др.
Гостевая книга