Тихие шалости Сбербанка: когда у нас научаться работать и отвечать ? -- Sberbank's fints and hoax
А. Борзых A.Borzykh
Настоящая заметка написана сразу
по горячим следам личных трехдневных (22-24 декабря 2010 г., если они
закончились) попыток разобраться с непонятными операциями по моим банковским
карточкам Сбербанка. Но эти шалости
Сбербанка, скорее всего, незаметно задели тысячи или миллионы граждан
России.
Обстоятельства, подробно
изложенные в этой заметке, в кратком варианте будут в ближайшее время доведены
до соответствующих руководителей Сбербанка. Поскольку, как видно из этих
материалов, банк, как организация и в лице своих конкретных сотрудников,
действовал в ущерб клиенту-потребителю.
Разместить этот
материал на страницах сайтов и в форумах в Интернете автор полагает
необходимым, чтобы привлечь внимание клиентов банка к возможным, незаметным или
заметным, неприятным ситуациям, в которых могут оказаться миллионы.
Если руководители или службы СБ как-то отреагируют на этот материал и претензии, которые
направляются отдельно, то читатели этого сообщения будут уведомлены автором (полные
ФИО, номера отделений СБ, копии
выписок и другие документы, которые
могут доказательно подтвердить этот рассказ, автор готов предоставить).
Итак. Конец года. Чтобы завершить
годовые операции по личной кредитной карточке Сбербанка захожу в его отделение
лично (г.Курск). По выписке операций за год,
выдаваемой банком (тут же ее распечатывает руководитель отдела), банк остается
должным мне сумму около 4 рублей: мои
обязательства перед банком перевыполнены.
Но карточка, проверяемая по
терминалу, вдруг показывает, что уже я должен банку 9 рублей.
Суммы смешные - но откуда? И
главное, завершить годовые операции по этой карточке с задолженностью я уже не
могу.
Длительное выяснение сотрудниками
банка этой загадки по телефону через Москву, однако, дает некоторую ясность: у
вас есть задолженность перед Сбербанком по другой карточке (зарплатной из
другого отделения СБ).
Вообще-то, снять с зарплатной
карточки больше того, что там есть, невозможно.
А Сбербанк все-таки снял какую-то
сумму за услуги. Но, поскольку, там денег не хватило, то долг перевели на эту
карточку?
Наконец становится ясно, что
произошло, но непонятно на каком основании? - договор на кредитку этого не
предусматривает.
Но руководитель отдела (Терехов
А.И.) говорит: идите в то отделение и там выясняйте.
Вот она радость-то для него: можно уже перепихнуть клиента с проблемами
куда-то от себя подальше. И пусть клиент сам борется с проблемами, которые ему
мы создали.
И он же дает неожиданный совет:
да, мы вам должны , но вы внесите пока недостающие
деньги, а потом разберемся - вернем.
Но, правда, если сегодня внесете, то сверку можно будет проводить
только на следующий день.
И никакой гарантии, что завтра с той карточки не снимут еще
какую-нибудь сумму,
тогда придется еще доплачивать и снова ждать, а не закроете здесь, в
новом году мы снимем с вас платеж за будущий год за услуги.
Назавтра,
естественно, иду в другое отделение, чтобы
остановить это возможное
"круговое
доение".
Оказалось, что снята
смешная сумма - 30 рублей.
Руководитель отдела по работе с
физическими лицами С.Д.Терехова быстро, но противореча
по мере беседы сама себе, выяснила
причину: были сняты деньги за регулярную услугу - но я ее никогда не заказывал
и ранее за нее не снимали, - ах, это был один раз за всю историю счета - а на
каком основании? - (и тут она проговорилась) - ой, у нас по всей России был
сбой а компьютерах и со многих счетов также сняли (У
МНОГИХ - ЭТО У МИЛЛИОНОВ? - естественно, на такой вопрос мне не ответили бы, но
позвонив знакомым, я узнал, что у некоторых снимали какие-то небольшие суммы:
за что непонятно).
Далее я стал выяснять, что же
делать мне лично и получил ответ: идите в кассу, пишите заявление на возврат, и
в течение рабочих 5 дней должны вернуть.
Ну, во-первых, почему я об этом должен хлопотать - вы знаете, что
вы ошиблись, вы и верните! (А как же те МНОГИЕ, кто не обратится с таким
заявлением?).
Во вторых, а эти пять дней (или сколько ?)
у меня будут блокированы обе банковские карточки?
И это - при
том, что по каждой из них не я должен банку, а банк мне.
И получил тот же интересный
совет: а вы еще положите на карточку деньги, чтобы перекрыть начисленный вам
долг, тогда обе карточки скоро можно будет использовать.
Конечно, я доложил недостающее (сумма-то небольшая), чтобы не иметь созданной
мне Сбербанком головной боли. Повезло, что в банкомате этого отделения я сумел
эти деньги внести: вчера в других банкоматах я этого не смог сделать (карточка
все время блокировалась и возвращалась - распечатки сохранил). Но уже через
пятнадцать минут я услышал, как другие
клиенты этого банка возмущенно загудели: оба банкомата в отделении перестали работать.
А после этого я пошел в кассу,
где, как мне сказала зав.сектором физ.лиц , мне дадут
бланк заявления и оформят возврат.
И тут - в третьих. В этой
кассе скопилась уже большая очередь, которую с жалким от напряжения лицом
пыталась обслуживать практикант (работающая 2 недели, как позже пояснила
С.Терехова). Естественно, что бедная девушка не знала какое заявление писать,
что в нем указывать и т.д. И несколько раз бегала за разъяснениями к той же
Тереховой. Кстати, приняв заявление банк не выдал мне
никакой расписки о его приеме, хотя я ее потребовал ("мы не выдаем": "плюнул",
не стал настаивать, но остался вопрос - как быть в спорных случаях,
доказательств-то моего обращения у меня не осталось).
Вообще-то
работа в большой организации предполагает серьезную культуру отношений с
клиентами и в тех случаях, когда
организация виновата, нормально, когда не клиент бегает и исправляет грехи
организации, а наоборот.
Но это, наверное, сказано не о
работниках Сбербанка?
Кстати, об этом - о плохой
организации услуг в ее секторе и в этом отделении - я и сказал С.Тереховой,
когда закончил подачу заявления и вновь зашел в ее кабинет.
Конечно, никаких слов извинений, хотя бы за свои недоработки,
не говоря о "шалостях" и недоработках Сбербанка, я не услышал.
Ну а теперь - продолжение.
Более чем через 24 часа после внесения мной денег для покрытия незаконно
списанных с меня сумм кредитная карточка восстановилась.
Иду ее сдавать, снова тратя время
(и как оказалось вновь немало). Приняли, написал стандартное заявление, карточку
разрезали-уничтожили, заставили несколько раз расписаться в сдаче
"ценностей".
Правда моих денег, что банк остался
мне должен, почему-то не вернули (пообещали, что переведут на вторую карточку -
сумма маленькая, уж настаивать не стал): и говорят "всё-
идите".
Задаю естественный вопрос: дайте
мне копию моего заявления с отметками, что по этой карточке ко мне претензий
нет, у меня же никакого документа не осталось. И опять –фокусы:
"а мы ничего не даем, у нас такая инструкция". Вновь иду к руководителю
отдела, хотя, при всех сложных ситуация именно он должен прийти к клиенту, а
ждать его приходится минут 15, но только
он освободился - все стало решаться.
Надо отдать должное этому
руководителю подразделения СБ - Терехову
А.И. Он уже понял, что я так просто не дам водить себя за нос отговорками
"не положено, это не наша вина – идите разбирайтесь". Копию заявления с
отметками банка, наконец, выдали.
Хотя,
я уверен, что 99% клиентов СБ в этой ситуации бы
ничего не стали требовать в подтверждение и никакой бумаги не получили бы. Не
умеют в России защищать свои права и быть предусмотрительными.
Кстати, именно о такой ситуации рассказал мне 23 декабря старый
знакомый , которого я встретил, когда выходил из СБ.
"Как жизнь, какие дела?" Я поделился проблемой, а он - своей.
Он уже года три полностью
погасил кредит. Где-то через полгода ему прислали
напоминание, что у него осталась небольшая задолженность по тому кредиту. Он,
чтобы не иметь проблем, заплатил и ее. А спустя год с него опять требуют
доплатить проценты по той фиктивной задолженности. Потом банк продает его
растущий "долг" коллекторам, и уже те начинают его дергать (письма,
звонки по телефону и в дверь, угрозы судебного преследования).
Большой
жизненный опыт мне подсказывает, что руководители сбербанковских
структур попытаются отмолчаться, и никак не прореагируют на этот материал.
И
уж конечно, не возместят мне (и многим другим кого затронула эта ошибка"),
материальный ущерб (незаконное пользование чужими денежными средствами, в моем
случае в течение 4 месяцев, потерю времени на многократные личные хождения по
отделениям СБ и транспортные расходы) и моральный ущерб.
Полагаю,
что и простых извинений не дождусь.
Интересно
было бы оценить масштаб этой операции по списанию средств со
счетов клиентов Сбербанка по всей России (в виде "ошибки
компьютеров", как они ее называют), и сумму которую в итоге банк по
заявлениям вернул.
|