Rambler's Top100 Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Крупнейший каталог сайтов на HotINDEX.RU от ADStudio.RU Союз образовательных сайтов EduCentral - первый российский образовательный портал

Архив частной подписки "Конфликты в компаниях"-
Corporative laws and management: conflicts and documents

Рассылки Subscribe.Ru
Конфликты в компаниях
Подписаться


Series_Сериал http:// inc.kursknet.ru/series.htm Attorney Правовое бюро http:// inc.kursknet.ru/confiden.htm Разделы http:// incrazy.narod.ru Index http:// inc.kursknet.ru

Рассылка "Конфликты в компаниях" Выпуск 1 от 21 июня 2001 г.

Проект "Инновация и консалтинг - программа ИНК"
http://inc.kursknet.ru
Количество подписчиков -31 (рассылается также Subscribe.Ru)

В выпуске.
В выпуске: введение, новые вопросы и ситуации, комментарий по вопросу "Участие юридических лиц в Советах"

Архив на Subscribe.Ru
Поиск по архиву рассылки
"Конфликты в компаниях"


Дополнительный сервис

Уважаемые подписчики!
Здравствуйте ! Спешу поздравить вас с наступлением лета и завершением сезона годовых собраний в АО. Надеюсь, все после напряженных трудов готовятся к отпуску. Кроме тех, кто ждет внеочередное собрание или "взамен несостоявшегося". Прошло две недели с даты нашего первого (пробного) выпуска этой рассылки. Мы оценили первый вариант ПЕРВОГО ВЫПУСКА и решили, что придется... повторить этот выпуск еще раз. Тем более, что за это время число наших подписчиков увеличилось вдвое. Новый вариант несколько отличается от первого, так что получение этого выпуска будет полезно и получившим первую версию.
С августа 2001 г. эта рассылка станет для Вас удобнее. Она также распространяется крупнейшей службой подписки Subscribe.ru ( С сентября 2001 г. планируется перевод в анонсируемые подписки соответствующей категории.)
Все выпуски рассылки доступны подписчикам в архиве на нашем сайте на НАРОДЕ http://incrazy.narod.ru/arxao.htm.

ОПИСАНИЯ НОВЫХ СИТУАЦИЙ И ВОПРОСОВ НА САЙТЕ
Ниже в таблице Вы увидите всю проблематику настоящей рассылки, сгруппированную по темам, освещаемым на сайте (обновления и их анонсы специально выделены):
СОБРАНИЯ Подробности на http://www.inc.kursknet.ru/ao01.htm#1 - ОБНОВЛЕНО МЕЖДУ ВЫПУСКАМИ РАССЫЛКИ
СОВЕТ Подробности на http://www.inc.kursknet.ru/ao01.htm#2
ДИРЕКТОР Подробности на http://www.inc.kursknet.ru/ao03.htm
РЕГИСТРАТОР Подробности на http://www.inc.kursknet.ru/ao04.htm
СЧЕТНАЯ КОМИССИЯ Подробности на http://www.inc.kursknet.ru/ao05.htm - ОБНОВЛЕНО МЕЖДУ ВЫПУСКАМИ РАССЫЛКИ
РЕВИЗИЯ АУДИТ Подробности на http://www.inc.kursknet.ru/ao06.htm- ОБНОВЛЕНО МЕЖДУ ВЫПУСКАМИ РАССЫЛКИ
ИНФОРМАЦИЯ Подробности на http://www.inc.kursknet.ru/ao02.htm#7.
ФКЦБ Подробности на http://www.inc.kursknet.ru/ao02.htm#8- ОБНОВЛЕНО МЕЖДУ ВЫПУСКАМИ РАССЫЛКИ
ПРОЧЕЕ Подробности на http://www.inc.kursknet.ru/ao02.htm#and

ОТКРЫВАЯ РАССЫЛКУ.
Автор идеи этой рассылки и ее ведущий рад приветствовать всех серьезно заинтересованных конфликтными проблемами корпоративного права и управления. Как мне представляется, "чужие здесь не ходят". Рассылка и соответствующие страницы сайта не расчитаны на праздношатающихся.
Рассылка - это вопросы, ситуации, мнения авторов и участников, и наконец - публикации или обобщающие комментарии. Думаю, Вы согласитесь, что конфликтные ситуации требуют и соответствующих "технологий" их разрешения. И часто такие схемы сродни "черным выборным технологиям". Они в той или иной форме применяются, но без афиширования. И там и здесь все внешне удерживается в рамках закона, но , точнее, все такие "технологии" используют недоработки закона, или его бестолковость. И мало кто готов поделиться своими находками таких "щелок" в законе.
НЕ БУДЕТ РАСКРЫТИЯ "ТАЙН ФОКУСОВ" И ЗДЕСЬ. Будет возможность познакомиться с вопросами, ситуациями, мнениями авторов и участников, и наконец, - с публикациями или обобщающими комментариями. Часть эффективных, но спорных приемов останется в секретных наработках на будущее.
Но учтите, времена легкой наживы в России прошли. Выживает тот, кто способен обучаться тактике интеллектуальных технологий и умело применяет их в конкурентной борьбе.

АВТОРСКОЕ ВВЕДЕНИЕ.
В 1996 г. автор опубликовал цикл материалов "ГКЧП закрытого типа". О процессах развала и расхищение бывших "гос- ", а ныне - разнообразных АО , ООО и т.п.
Сегодня конфликты у вершин руководства стали жестче и изощреннее. В таких конфликтах хорошо бы знать все нюансы закона, опереться на опыт других, использовать как аргумент документ: Устав, договор, положение. До сих пор большинство прежних и новых руководителей мешают предприятию, доворовывают остатки "социализма" по принципу "после меня хоть потоп", Сменить бы надо, или хотя бы дать по рукам. Но пока еще Общее собрание это сделает...
Но, у администрации предприятий средств на развитие нет, гарантий будущего нет, а в это предприятие вложена огромная часть жизни... И все отдать чужому дяде, который скупил больше акций ?
И отсюда конфликты, конфликты ...
А. Борзых

ПУБЛИКАЦИИ И КОММЕНТАРИИ

Завершение дискуссии по вопросу:
Тема "ФКЦБ" - ОБ УЧАСТИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В СОВЕТАХ АКЦИОНЕРОВ.
Вопрос.
Существует Письмо ФКЦБ от 31.3.2000 в котором РАЗЪЯСНЯЕТСЯ, что членами Совета директоров не могут быть юридические лица, несмотря на то , что возможность эта записана в ФЗАО. Однако это в некоторых случаях приводит к нарушению отдельных прав акционеров, прямо указанных в ФЗАО, а Уставом предусмотрены именно такие члены Совета: акционеры - юридические лица. Существует ли арбитражная практика (желательно Высшего арбитражного суда РФ), где этот вопрос четко трактуется ?
Комментарии и мнения.

© 2001. А. Борзых.
Перепечатка и публикация только с согласия автора.
Ссылки на рассылку и Веб-страницы допускаются без согласования.

Действительно в Уставах некоторых АО есть положения о том, что членами советов директоров могут быть только акционеры, с расшифровкой этого положения , что это могут быть акционеры - юридические лица, а их представитель в Совете действует по разовой или постоянной доверенности. Уставом или утвержденными общим собранием АО внутренними документами возможны специальные требования к членам Совета, что предусмотрено ст.66 ФЗАО (п.2).
Однако, вот этим письмом (sic!) от от 31 марта 2000 г. ФКЦБ внесла свою лепту в правовой сумбур вокруг документов законодательства об АО (известно, что более поздний (чем Закон об АО) Закон о рынке ценных бумаг частично противоречит более мягкому закону об АО, особенно, во всевозможных регламентирующих нормах).
ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО РЫНКУ ЦЕННЫХ БУМАГ
ПИСЬМО
от 31 марта 2000 г. N ИК-04/1608
ОБ УЧАСТИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В СОВЕТЕ ДИРЕКТОРОВ
В связи с многочисленными вопросами, связанными с возможностью участия в совете директоров (наблюдательном совете) акционерного общества юридических лиц, ФКЦБ России разъясняет следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 53 Федерального закона от 26.12.95 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон) при внесении предложений о выдвижении кандидатов в совет директоров (наблюдательный совет) акционерного общества указываются имя кандидата, количество и категория (тип) принадлежащих ему акций. Пунктом 3 статьи 60 Закона предусмотрено, что бюллетень для голосования по вопросу об избрании члена совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества должен содержать сведения о кандидате с указанием его фамилии, имени, отчества. Указанные нормы Закона свидетельствуют о том, что членом совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, равно как и кандидатом в члены совета директоров, может быть только физическое лицо.
Процедура избрания совета директоров акционерного общества регулируется 66 статьей Закона.
Председатель И.В.КОСТИКОВ

Отметьте для себя, что это письмо ФКЦБ не было зарегистрировано Минюстом РФ. То есть его правовая значимость НУЛЕВАЯ.
Чтобы обосновать такой категорический вывод обратимся к законодательству.
Права ФКЦБ по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации определены ст. 43 Закона О ЦБ (обратите внимание на второй абзац этой статьи, что такие решения принимаются в форме ПОСТАНОВЛЕНИЙ и на абзац 11).
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 39-ФЗ 1996 г.
О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
Статья 43. Решения Федеральной комиссии
Федеральная комиссия принимает решения по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и нормативных актов о ценных бумагах.
Решения Федеральной комиссии принимаются в форме постановлений.
Постановления, принятые Федеральной комиссией, подписываются председателем Федеральной комиссии, а в его отсутствие - его первым заместителем.
Протоколы Федеральной комиссии подписываются председателем Федеральной комиссии и секретарем Федеральной комиссии.
Члены Федеральной комиссии имеют право внесения их мнения по отдельным вопросам в протокол, а также приобщения к протоколу в письменной форме особого мнения и отдельных материалов.
Подготовка и принятие документов, в которых Федеральной комиссией специально выделяется кредитная организация, производятся по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Регулирование операций с валютными фондовыми ценностями производится Федеральной комиссией по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.
Постановления Федеральной комиссии по вопросам, отнесенным к ее компетенции, обязательны для исполнения федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, а также профессиональными участниками рынка ценных бумаг и саморегулируемыми организациями.
Принятие постановлений Федеральной комиссии без предварительного рассмотрения их на Экспертном совете при Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг не допускается.
Постановления Федеральной комиссии подлежат обязательному опубликованию.
Постановления Федеральной комиссии, имеющие нормативный характер, подлежат государственной регистрации в случаях и порядке, которые предусмотрены для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти. (часть 11 введена Федеральным законом от 26.11.98 N 182-ФЗ)
Постановления Федеральной комиссии, имеющие нормативный характер, вступают в силу по истечении десяти дней со дня их официального опубликования, если в этих постановлениях не предусмотрен иной срок вступления их в силу. (часть 12 введена Федеральным законом от 26.11.98 N 182-ФЗ)
Постановления Федеральной комиссии могут быть обжалованы физическими и юридическими лицами в суд или в арбитражный суд.
Нормативные акты по вопросам регулирования рынка ценных бумаг, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг принимаются федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции только по согласованию с Федеральной комиссией.

Более того, как правительственный орган, ФКЦБ ОБЯЗАНА исполнять нижеследующее постановление и в частности пункт 2 Правил (суть этого и указана в абзаце в абзаце 11 Закона о ЦБ выше).
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 августа 1997 г. N 1009
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ
(в ред. Постановления Правительства РФ от 11.12.97 N 1538)
В целях дальнейшего совершенствования работы по подготовке нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.
Установить, что разъяснения о применении указанных Правил дает Министерство юстиции Российской Федерации.
2. Федеральным органам исполнительной власти:
обеспечивать своевременное принятие нормативных правовых актов во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации;
исключить случаи направления для исполнения нормативных правовых актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в установленном порядке;
Председатель Правительства Российской Федерации В.ЧЕРНОМЫРДИН

ПРАВИЛА
ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ
ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
РЕГИСТРАЦИИ
I. Подготовка нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
1. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
2. Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается.
...
< 9. Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительной власти.
II. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти
10. Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.
...
19. Федеральные органы исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.
При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.
20. В случае обнаружения несоответствия действующего нормативного правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам, указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановлениям и распоряжениям Правительства Российской Федерации Министерство юстиции Российской Федерации в течение 3 дней представляет в Правительство Российской Федерации предложение об отмене такого акта с обоснованием и проектом соответствующего постановления.

Впрочем, возможно правая рука г-на И.Костикова не ведает, что творит левая рука этого же г-на. Есть также ПИСЬМО ФКЦБ РФ ОТ 16.06.2000 N ИК-07/2861, с противоположным утверждением (в п.4 его второй части, где ФКЦБ рекомендует) по поводу участия в Совете юридических лиц (приведено нами полностью, поскольку разъясняет некоторые технические вопросы, с которыми встречаются в практике, а Письмо это не слишком известно).

ПИСЬМО ФКЦБ РФ ОТ 16.06.2000 N ИК-07/2861
ОБ ИНФОРМАЦИИ, СОДЕРЖАЩЕЙСЯ В БЮЛЛЕТЕНЕ ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ АКЦИОНЕРОВ
В связи с поступающими в адрес ФКЦБ России вопросами, связанными с использованием бюллетеней для голосования, ФКЦБ России разъясняет следующее:
1. При проведении общего собрания акционеров с использованием бюллетеней для голосования необходимо руководствоваться Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (далее - Закон) и Положением о порядке проведения общего собрания акционеров путем проведения заочного голосования, утвержденным Постановлением ФКЦБ России от 20 апреля 1998 года N 8.
2. В соответствии с пунктом 3 статьи 60 Закона бюллетень для голосования должен содержать формулировку каждого вопроса, поставленного на голосование.
При этом указанная в бюллетене для голосования формулировка вопроса, содержащаяся в бюллетене для голосования, должна включать в себя формулировку соответствующего решения, которое может быть принято в результате голосования по этому вопросу. Такое решение должно содержать имя каждого кандидата при выборах органов общества, наименование утверждаемого аудитора и т.д.
Необходимо обратить внимание на то, что формулировка каждого решения, содержащаяся в протоколе общего собрания, должна соответствовать формулировке решения в бюллетене для голосования.
3. В соответствии со статьей 48 Закона досрочное прекращение полномочий совета директоров общества (или исполнительного органа) и избрание нового состава соответствующего органа являются одним вопросом и должны быть отражены в бюллетене для голосования как один вопрос.
4. В случае, если голосование об избрании членов совета директоров осуществляется кумулятивным голосованием, бюллетень для голосования по этому вопросу должен содержать графу, в которой акционер (его представитель) должен указать количество голосов, отданных за каждого из кандидатов.
Кроме того, при применении указанных выше нормативных правовых актов ФКЦБ России рекомендует руководствоваться следующим:
1. В бюллетене для голосования, направляемом лицам, включенным в список для голосования, имеющим право на участие в общем собрании акционеров, рекомендуется указывать количество голосов, которыми каждое из них вправе распоряжаться при голосовании на общем собрании акционеров данным бюллетенем.
2. Целесообразно указать в бюллетене порядок его заполнения, включив фразу "отметьте выбранный вариант" или иную аналогичную по смыслу фразу.
3. В бюллетене для голосования по вопросу об избрании членов совета директоров, осуществляемом кумулятивным голосованием, рекомендуется разъяснять смысл кумулятивного голосования. Предлагается указывать:
"При голосовании по составу совета директоров голосующий вправе отдать все свои голоса за одного кандидата или разделить их по своему усмотрению среди всех или некоторых кандидатов".
4. В бюллетене для голосования целесообразно рекомендовать наряду с подписью: акционеру - физическому лицу - указать фамилию и инициалы;
акционеру - юридическому лицу - указать полное наименование этого юридического лица, а также должность, фамилию, инициалы лица,подписавшего бюллетень, если бюллетень подписан руководителем юридического лица; представителю акционера - фамилию и инициалы (полное наименование), а также реквизиты доверенности (N, если есть, дату выдачи и выдавшее доверенность лицо), на основании которой он действует.
5. В бюллетене для голосования, направляемом лицам, включенным в список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, рекомендуется включить предупреждение, что, если голосование осуществляется по доверенности путем направления бюллетеня для голосования акционерному обществу, к бюллетеню (бюллетеням) для голосования необходимо приложить доверенность, на основании которой действует представитель, или ее копию. 6. В бюллетене для голосования, направляемом лицам, включенным в список акционеров, имеющих право на участие в общем собрании, рекомендуется включить предупреждение, что, если акционер намерен явиться на общее собрание акционеров лично или направить на него своего представителя (за исключением общего собрания акционеров, которое проводится в форме заочного голосования), он должен взять (вручить своему представителю) полученный бюллетень для голосования.
Председатель И.В.Костиков

Итак, используя принцип "более поздней нормы" можно считать, что Письмо от 16.6.2000 г. фактически отменяет рекомендации Письма от 31.3.2000 г.
Автор надеется, что в спорах, которые уже были по этому вопросу, вы будете вооружены на "Все сто!" А уж какие из приведенных аргументов использовать, решать вам.
В дополнение укажем также, какие права акционеров серьезно нарушает возможный запрет на участие в Советах директоров акционеров - юридических лиц. В пункте 6 ст.85 ФЗАО предусмотрена императивная гарантия независимости избрания ревизионной комиссии от голосов членов Совета. Иначе в ревкомиссию войдут только угодные Совету.

(Закон об АО) Статья 85. Ревизионная комиссия (ревизор) общества
1. Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества избирается ревизионная комиссия (ревизор) общества.
2. Компетенция ревизионной комиссии (ревизора) общества по вопросам, не предусмотренным настоящим Федеральным законом, определяется уставом общества.
Порядок деятельности ревизионной комиссии (ревизора) общества определяется внутренним документом общества, утверждаемым общим собранием акционеров.
3. Проверка (ревизия) финансово-хозяйственной деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества.
4. По требованию ревизионной комиссии (ревизора) общества лица, занимающие должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйственной деятельности общества.
5. Ревизионная комиссия (ревизор) общества вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии со статьей 55 настоящего Федерального закона.
6. Члены ревизионной комиссии (ревизор) общества не могут одновременно являться членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, а также занимать иные должности в органах управления общества.
Акции, принадлежащие членам совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревизионной комиссии (ревизора) общества.

Есть ли уже вступившие в силу решения судов по этим вопросам авторам рассылки неизвестно. Но споры были.

-------
О новых вопросах, ситуациях и других новостях сайта по проблеме "Конфликты в АО" смотрите в последующих выпусках.
--------------------
Проект "Инновация и консалтинг - программа ИНК"
© А.А.Борзых, 2001.
Разделы:
Главный вход:
Общий форум программы ИНК:
Все Ваши замечания, предложения, недоумения по поводу содержания настоящей рассылки можно выразить на форуме с тематикой "ЭкономикаПравоСоциум":
Архив рассылки:
Почта авторам
Борзых Андрею Андреевичу - по адресу kurski@km.ru
Дремову Сергею Николаевичу - по адресу kurski@mail-in.net
E-mail рассылки: lincao@KM.RU Для отказа от подписки пришлите письмо с ключевым словом - NOT
Welcome to our Site http://inc.kursknet.ru
© Design. INC-centre.2001.

Открытый форум "ЭкономикаПравоОбщество"
Hosted by uCoz